close
ГлавнаяБлогиБлог АдминистраторОграничения на экстерриториальную юрисдикцию США

Главные вкладки

Ограничения на экстерриториальную юрисдикцию США

Правовые темы
августа 09, 2017 3729Просмотров

В последние годы Соединенные Штаты достаточно активно пытаются распространять свое законодательство, в том числе и уголовное, за пределы территориальных границ страны. В США сложилась и устоялась практика проецирования внутреннего уголовного законодательства на действия лиц, находящихся на другом конце земного шара. Такой беспрецедентный бум экстерриториальной юрисдикции неминуемо влечет столкновение противоположных правовых интересов, в первую очередь, интересов США и тех зарубежных граждан, к которым США применяют на расстоянии свои законы.

По ряду громких дел с участием обвиняемых из России в США, в том числе по делу летчика Константина Ярошенко и Виктора Бута, американский Департамент юстиции занимает позицию, что законодательная власть США имеет право распространять действие американских законов за пределами территориальных границ Соединенных Штатов путем всего лишь выражения своего намерения относительно экстерриториального применения того или иного закона. Грубо говоря, если Конгресс США того пожелает, каждый конкретный американский закон может иметь прямое действие даже на территории другой страны. Соглашаясь с этими близорукими заключениями, некоторые суды недавно постановили, что не существует никаких ограничений на экстерриториальное применение федеральных законов со стороны американской конституции или же международного права. Эти судебные инстанции по сути игнорировали богатейшую правовую практику по вопросам экстерриториальной юрисдикции других федеральных и международных судов, отступив тем самым практически на столетие назад. Вместе с тем, недальновидные мотивировки судов по столь важным делам могут легко быть подвергнуты сомнению, а результаты столь необъективных решений не могут не вызвать недоумение у экспертов и академиков.

В соответствии с действующими в США правовыми нормами есть, по крайней мере, четыре уровня ограничений, которые международное право и конституция США налагают на распространение экстерриториальной юрисдикции. В первую очередь, совершенно очевидно, что США, как и любая другая страна, может продлить свою юрисдикцию только в соответствии с пятью юрисдикционными принципами международного права.

Первое ограничение. Пять основ экстерриториальной юрисдикции

Первое основание для распространения юрисдикции – это территориальная юрисдикция. Территориальная юрисдикция разделена на две части: субъективный территориальный принцип и объективный территориальный принцип. Субъективный территориальный принцип позволяет распространять юрисдикцию в отношении деяний, которые происходят полностью или частично в пределах территории государства. Объективный территориальный принцип, допускает экстерриториальную юрисдикцию в случае, когда уголовно-наказуемое деяние будет иметь какое-то реальное последствие на территории государства, устанавливающего юрисдикцию.

Во-вторых, принцип активной национальности (или гражданства) позволяет государствам распространять свою юрисдикцию в отношении своих граждан за преступления, совершенные на территории иностранных государств.

Третьим основанием для юрисдикции является принцип пассивной национальности. Принцип пассивной юрисдикции позволяет США распространять свою юрисдикцию в отношении лиц, совершивших преступные деяния, которые наносят ущерб конкретным американским гражданам, находящимся за рубежом.

В-четвертых, защитный принцип экстерриториальной юрисдикции позволяет распространять юрисдикцию в отношении преступления, совершенного полностью за пределами территории государства, распространяющего юрисдикцию, если преступление создает опасность причинения неблагоприятного воздействия на безопасность государства, его целостность, суверенитет, или же исполнение важных государственных функций.

В-пятых, универсальная юрисдикция позволяет любому государству преследовать в рамках уголовного процесса определенных лиц, совершивших международные преступления, то есть, нарушения императивных норм международного права.

Каждый из этих принципов имеет свои ограничения. Например, в соответствии с принципом объективной территориальности, США не могут преследовать в судебном порядке человека за неосуществленный сговор или попытку совершить преступление, если ни одна из частей этого сговора или попытки не проходила на территории США или же в пределах американской юрисдикции. Что касается принципа пассивной национальности, судить зарубежного гражданина возможно, только если он отдавал себе отчет в том, что жертвами его преступления будут американцы, находящиеся за пределами США.

Наряду с этими ограничениями по международному праву, существует еще целый ряд ограничений на экстерриториальную юрисдикцию, проистекающих напрямую из конституции США.

Второе ограничение. Законотворческие ограничения на экстерриториальную юрисдикцию

В то время как несколько решений Верховного суда США затрагивали вопросы выражения намерений Конгресса распространять действие американского закона за пределы США, достаточно мало внимания со стороны американских судов было уделено установлению легитимности законотворческих полномочий Конгресса США распространять федеральные законы заграницей. Но с ростом глобализации и ввиду агрессивной позиции Конгресса по распространению американской юрисдикции за пределами США, эти вопросы теперь переходят на первый план.

Преступления против Права Наций

Статья I, раздел 8, часть 10 конституции США дает Конгрессу законотворческие полномочия «определять и карать за . . . преступления против Права Наций». В современное время, американские суды пришли к выводу, что термин «Право Наций» в этой конституционной статье означает ни что иное как международное право. Таким образом, Конгресс США не может переступать международное право, когда он принимает законы в соответствии со своими законотворческими полномочиями запрещать преступления против Права Наций. Американский Конгресс не имеет права придумывать новые преступления по международному праву. Он может только создавать такие внутренние уголовные законы, которые бы запрещали преступные деяния, уже считающиеся международными преступлениями. Это имеет большое значение, потому что ни терроризм, ни незаконный оборот наркотиков не являются преступлениями по международному праву.

Положение об иностранной торговле

В соответствии с тем же разделом 8 статьи I конституции США, Конгрессу разрешено принимать законодательные акты, ориентированные на «регулирование торговли с иностранными государствами». Это законотворческое полномочие лишь недавно начало привлекать внимание судов и правоведов. Тем не менее, из имеющихся прецедентов видно, что Конгресс не может запрещать деяния, которые имеют отношение к иностранной торговле в целом, а не к иностранной торговле США. Так, США не могут судить человека, если он взорвал бомбу в транспортном терминале между Индией и Пакистаном, так как это никак не касается регулирования международной торговли самих США.

Полномочия исполнять международные договоры

Еще одним законотворческим полномочием для экстерриториального распространения законодательства США может быть комбинация конституционного требования американскому Конгрессу исполнять международные договоры США и статья конституции, гласящая, что Конгресс может делать все «необходимое и уместное» для исполнения своих обязательств. Однако судебные решения постановили, что законотворческое право делать все «необходимое и уместное» для исполнения обязанностей Конгресса не позволяет само по себе экстерриториально распространять американские законы. Верховный суд постановил, что Конгресс может использовать свои полномочия делать все, что «необходимо и уместно» в целях исполнения своих обязанностей, только в совокупности с общим правом американского правительства вести иностранные дела. Отсюда следует, что законы, принятые по полномочиям Конгресса США исполнять международные договоры могут быть спроецированы за пределы государственных границ, только с учетом ограничений общих прав американского правительства по части иностранных дел.

Право вести иностранные дела

Американские суды пришли к заключению, что Конгресс также имеет право издавать экстерриториальные законы в соответствии со своим единственным непрописанным в конституции законотворческим полномочием вести иностранные дела США. Как решил Верховный суд еще в XIX веке, способность вести иностранные дела является неотъемлемой частью обязанностей правительства. Хотя полномочия Конгресса принимать законы, касающиеся ведения международных дел, не прописаны в конституции, они существуют на том основании, что обязанность вести внешнюю политику была возложена на федеральное правительство самим фактом учреждения США как суверенного государства в соответствии с международным правом. В свою очередь, так как международное право порождает законотворческое полномочие американского Конгресса принимать экстерриториальные законы для ведения международных дел, при использовании этого полномочия Конгресс не может выйти за рамки международного права. То есть, Конгресс США может запретить действия лиц за пределами США ровно в той же степени, в которой эти действия уже запрещает международное право. 

Третье ограничение. Пятая поправка о надлежащей правовой процедуре

Согласно пятой поправке к конституции США, «человек не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры». Эта поправка защищает граждан от неправомерных применений федеральных законов. Есть две точки зрения о том, как пятая поправка о надлежащей правовой процедуре влияет на экстерриториальную юрисдикцию. Согласно одной правовой теории, нельзя судить человека, в случае если применение к данному конкретному человеку экстерриториальной юрисдикции будет «несправедливым». Для того чтобы суд мог признать несправедливость применения экстерриториальной юрисдикции, нужно доказать, что между деяниями человека и Соединенными Штатами не было связи. Доказать это возможно, если деяния подсудимого не имели цели причинить отрицательные последствия для США.

Согласно второй теории, судить человека в США за экстерриториальное преступление возможно в том случае, если он в общем осознавал криминальность своих действий.

Четвертое ограничение. Принцип невмешательства

Помимо всех прочих ограничений на экстерриториальную юрисдикцию, есть еще один правовой механизм, который не позволяет США беспредельно расширять экстерриториальный охват своих законов – это принцип невмешательства. Экстерриториальное применение закона нелегитимно, если Америка своим вмешательством нарушает суверенитет другого государства. Структура американской конституции, которая устанавливает внешние границы федеральной власти по отношению к суверенитету штатов, входящих в состав США, дает основание заключить, что экстерриториальное применение американского права в сфере международных отношений аналогичным образом сдерживается доктриной невмешательства. Так десятая поправка к конституции США запрещает федеральному правительству нарушать суверенитет отдельно взятых штатов. Эта структурная особенность конституции США, в сочетании с фундаментальным принципом невмешательства в международном праве, приводит к выводу, что Америка не имеет полномочий расширять свою юрисдикцию в нарушении суверенитета других стран.

Таким образом, в общей сложности существует, по крайней мере, четыре отдельных ограничения на распространение экстерриториальной юрисдикции Соединенных Штатов.